Упражнение Попросите каждого участника написать на листке бумаги все то, что они сделали за первую половину дня после того, как проснулись. Затем попросите их перечислить людей, без работы которых все это было бы невозможным. Попросите участников составить список вспомогательных средств и приспособлений, которыми они пользуются, например:
"Я просыпаюсь в кровати. Меня будит будильник. Сколько людей задействовано для того, чтобы подготовить материал, дизайн, производство, продажу и доставку будильника? Кровати? Белья? Дома? Пижамы? Продукты для завтрака, и т. д. Кто-нибудь готовит для вас завтрак? Или Вы готовите для кого-нибудь еще? Я использую зубную щетку, полотенце, расческу, я надеваю очки, включаю плиту, чайник, беру открывалку, телефон, завожу машину и т. д. и т. п."
Урок 1 Каждый человек в своей независимой жизни на самом деле полностью зависим от других. Инвалиды могут (или нет) нуждаться в помощи других людей для выполнения каких-то действий в большей степени, чем остальные люди. Это вполне согласуется с нормами поведения людей. Взаимозависимость - это реальность для всех. Причем есть люди, которые тоже зависят от инвалидов.
Урок 2 Все люди всегда используют вспомогательные средства и приспособления. Для инвалидов, помимо сотен таких средств, которые мы используем ежедневно, нужно еще несколько других, без которых им невозможно выполнять свои действия. Тогда в чем разница между нами? Фактор инвалидности?
Урок 3 Доступность, цена, выбор и контроль. Эти вопросы возникают перед нами, когда мы говорим о независимой жизни. Здоровые люди не нуждаются в том, чтобы их нужду в зубной щетке или расческе оценивал эксперт. Вам не нужно подавать заявку на вход в собственный дом и ждать два года на крыльце. Вам не нужно иметь диплом врача, чтобы купить велосипед. Вам не нужно платить Вашему партнеру за то, что он сделает вам чай. Люди организовали общество таким образом, что все эти приспособления и услуги практически для каждого из нас доступны и бесплатны, и мы можем выбирать. Мы называем это нормальным. Мы хотим, чтобы к этому набору добавились и наши специфические приспособления, которые были бы нам так же доступны, как зубная щетка. Причем важно, чтобы все это было в пределах наших финансовых возможностей. Обычная пенсия по инвалидности обеспечивает лишь прожиточный минимум.
Декларация независимости инвалида (краткие тезисы) • Не рассматривайте мою инвалидность как проблему. • Не надо меня поддерживать, я не так слаб, как кажется. • Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник. • Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права. • Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность. • Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения. • Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним. • Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество. • Помогите мне познать то, что я хочу. • Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше. • Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом. • Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие. • Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения. • Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями. • Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения. • Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте.