Цель программы: Разносторонняя реабилитация нуждающихся детей, развитие кругозора, основных знаний, умений и навыков нуждающихся детей в условиях социальных и медицинских учреждений и вне их.
Аудитория программы: Дети-сироты, дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию, дети-инвалиды, молодые инвалиды от 1 до 30 лет, воспитывающиеся в детских и молодежных социальных и медицинских учреждениях, а также нуждающиеся и приёмные семьи.
Описание программы: Детство – уникальная пора практически бесконечных возможностей для развития интеллекта, для обучения, для познания бесконечного мира вокруг нас. Однако для детей, воспитывающихся в условиях социальных и медицинских учреждений, этот мир чаще всего ограничен стенами неродного дома. Программа «Реабилитация и развитие» направлена на разностороннюю реабилитацию с применением таких терапевтических методов, как игровая терапия, сказкотерапия, музыкальная терапия, анималотерапия (канистерапия в частности) и т.д., на социализацию и компенсацию социо-культурных лакун нуждающихся детей, а также на то, чтобы предложить нуждающимся детям дополнительные знания и навыки в доступной и увлекательной форме с учетом их индивидуальных особенностей. Программа легко адаптируется и интегрируется с другими видами реабилитационной работы в рамках тематических мероприятий.
Подпрограмма «Праздники»: Игра – еще одно универсальное средство не только развлечения, но и познания, развития, общения. Для ребенка игра – это всегда настоящий праздник. В рамках проекта «Праздники» волонтеры «Домика детства» могут превратить самый обычный день в незабываемый и полный чудес праздник, используя методы игровой терапии. Вот ребята примеряют на себя роли суперагентов в тайной шпионской школе. А вот под руководством опытного режиссера ставят ковбойский вестерн с собой в главных ролях. Для игры не нужен специальный повод, как и для праздника не обязателен красный день календаря. Помимо игровой терапии, проект «Праздники» эффективно интегрирует методы творческой реабилитации, сказкотерапии, музыкальной терапии и т.п.
Подпрограмма «Культпрограмма»: Мир вокруг нас полон интересного и увлекательного! Это и природные достопримечательности, и всевозможные культурные объекты и мероприятия – театры, музеи, концерты, фильмы, в каждом из которых таится столько привлекательной для ребенка новизны. Более того, именно знакомство с этими фрагментами большого мира позволяет не только расширять кругозор ребенка, но и стимулировать его познавательную активность, формировать его эстетический вкус, тягу к прекрасному, чувство экологической ответственности и др. Именно поэтому «Домик детства» регулярно организует мероприятия культурной направленности за пределами учреждений – прогулки, экскурсии, посещения концертов, выставок, парков и пр. для нуждающихся детей.
Подпрограмма «Развивающая переписка»: Долгосрочный постоянно действующий проект, в котором задействованы дети-инвалиды и молодые инвалиды. Переписка подразумевает общение воспитанников учреждений с волонтерами в письменной форме при содействии и контроле координаторов проекта. Обязательным элементом общения является развивающая составляющая, которая имеет уникальную форму в каждом конкретном случае: от простых заданий (раскраски, лабиринты, загадки и т.п.) до рассказов о социально-культурных феноменах (праздниках, профессиях, достопримечательностях и т.п.). Кроме того, проект способствует развитию навыков речи, повышение грамотности, развитие мелкой моторики и т.п.
Подпрограмма «Литературные композиции»: Книга – наиболее универсальный источник знаний и опыта как для ума, так и для души, вот почему «Домик детства» уделяет значительное внимание работе с книгой в форме разнообразных литературных композиций. Для каждой аудитории методы работы уникальны: русские народные сказки, стихи Барто и Михалкова оживают для малышей в кукольном театре или на экране фланелеграфа, литературные композиции по мотивам произведений Пушкина, Драгунского, Катаева, Носова и других авторов, притч и стихотворений для ребят постарше включают видео и музыкальный материал, обсуждения, инсценировки.
Подпрограмма «Развивающие мероприятия»: Это широкий спектр познавательных мероприятий, посвященных самым разным темам – от истории декоративной техники декупаж до семи чудес света, от созвездий до автомобилестроения. Полезная информация становится еще и интересной, ведь она преподносится в увлекательных формах игр, конкурсов, видеопрезентаций, сопровождается яркими и наглядными иллюстрациями и примерами, обязательно имеет интерактивный характер.
Подпрограмма «Анималотерапия»: Иппотерапия, канистерапия, дельфинотерапия и прочие виды терапии с участием животных.
Цель программы: Творческая реабилитация, развитие творческого потенциала и обучение нуждающихся детей навыкам прикладного творчества в условиях детских учреждений. Аудитория программы: дети-сироты, дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию, дети-инвалиды, молодые инвалиды от 1 до 30 лет, воспитывающиеся в детских и молодежных социальных и медицинских учреждениях, а также нуждающиеся семьи. Описание программы: Творчество – это не только увлекательный процесс и способ интересно провести досуг. Это и эффективный инструмент развития, познания собственных возможностей и границ мира, а также реабилитации в тех случаях, когда таковая необходима. Программа «Творчество» направлена на то, чтобы задействовать широкий потенциал творческой терапии в работе с нуждающимися детьми. Программа легко адаптируется и интегрируется с другими видами реабилитационной работы в рамках тематических мероприятий.
Подпрограмма «Мастерская»: это несколько часов активной и веселой работы волонтеров и детей в одной команде. Мы занимаемся творчеством – лепим, рисуем, декорируем, сочиняем, а параллельно – общаемся, смеемся, рассказываем истории, поем песни, фотографируемся. Результаты мастер-классов (от самодельных открыток до декоративных барельефов на магнитах) мы дарим друг другу, своим друзьям и родственникам или просто сохраняем на память о времени, проведенном в кругу друзей. Мы используем различные техники рисования и лепки, работаем с цветной бумагой и картоном, занимаемся декупажем, квиллингом, тестопластикой, декорированием, делаем аппликации, коллажи, витражи и многое другое. Подпрограмма «Кукольный театр»: это спектакли для юной аудитории, которые готовят и показывают волонтеры. Театр, как известно, начинается с вешалки, а кукольный театр «Домика детства» начинается с ширмы. На ней (кстати, тоже сделанной волонтерами) оживают самые разные сказки – от всем известных народных до современных, авторских, смешных, самых неожиданных. Наши зрители – это и малыши из домов ребенка, и ребята постарше из школ-интернатов. Мы работаем с ними не только из-за ширмы, давая жизнь тряпичным героям (многих из которых сами же и шьем или переделываем из обычных мягких игрушек), но и вовлекаем в сказочный процесс самих ребят: проводим викторины и конкурсы после спектаклей, отдаем кукольных героев в руки юных актеров-любителей. Ведь известно и еще одно: театр – это, прежде всего, зрители!
Цель программы: Оказание материальной (финансовой и иной) помощи, направленной на улучшение качества жизни детей. Аудитория программы: Дети-отказники, сироты, дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию, дети-инвалиды, молодые инвалиды от рождения до 30 лет, воспитывающиеся в детских и молодежных социальных и медицинских учреждениях, а также семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Описание программы: Программа «Беззаботное детство» направлена на удовлетворение разнообразных (постоянных, актуальных, срочных) нужд детей, а так же семей и учреждений, в которых они проживают. Среди наиболее актуальных нужд:
средства гигиены
канцелярские товары
книги
одежда и обувь
развивающие игры
лекарственные препараты
аудио-, видео-, бытовая, медицинская техника и др.
оказание услуг (транспортной помощи и т.п.) и целевой финансовой помощи.
Кроме того, программа подразумевает организацию и проведение благотворительных акций, ярмарок и подобных мероприятий, направленных на сбор средств либо необходимых групп товаров в пользу учреждений.
Цель программы: Обеспечение информационной поддержки уставной деятельности организации. Аудитория программы: Широкая аудитория, заинтересованная в оказании благотворительной и добровольной помощи нуждающимся детям и имеющая для этого материальные, информационные, организационные и иные ресурсы. Описание программы: Волонтерство – это особый вид социально-ориентированной деятельности. Для ее реализации необходимо, с одной стороны, подготовленное сознание, которому не чужды такие понятия, как социальная ответственность, взаимопомощь, толерантность, гуманность и др. С другой стороны, она напрямую зависит от ресурса, имеющегося на данный момент и в данном месте: ресурса человеческого, материального, информационного и т.п. Именно поэтому разносторонняя информационная работа чрезвычайно важна для реализации уставных целей организации.
Программа «Информационная работа» призвана:
доносить информацию о работе организации широкой аудитории с целью привлечения заинтересованных в помощи нуждающимся детям субъектов посредством размещения информационных и рекламных материалов в масс-медиа, на рекламных носителях, а также в рамках проведения благотворительных, научных и иных мероприятий,
формировать лояльное отношение широкой аудитории к феномену волонтерства, информировать ее о проблемах инвалидности и социального сиротства и способах помощи нуждающимся детям, укреплять понятия толерантности, социальной ответственности, гуманности и подобных,
обеспечивать информационную составляющую разнообразных массовых мероприятий, в которых участвует либо которые проводит организация (ярмарки, выставки, фестивали, конференции, форумы и т.п.)
Цель программы: повышение качества жизни детей-сирот и лиц из числа детей-сирот посредством создания эффективной системы их социальной адаптации и социальной интеграции.
Аудитория:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,
лица из числа детей-сирот,
воспитанники детских учреждений социального и медицинского профиля за 1 год до выпуска.
Описание программы: Ежегодно российские детские дома и школы-интернаты покидают тысячи сирот, которые выходят за порог казенных учреждений в большой мир… о котором они, увы, ничего не знают. На сегодняшний день в сфере сиротства сложилась парадоксальная ситуация: детские дома и интернаты уже забыли, что такое материальные проблемы – в каждом есть плазменный телевизор, подаренный спонсором, и запас развивающих игр, привезенный общественными организациями. Дети одеты, сыты, с ними работают специалисты и волонтеры, заботясь не только об их реабилитации и развитии, но и о том, что бы у них были друзья. Сирот возят на экскурсии и на море, проводят по несколько сотен праздников в год, на новый год заваливают подарками. Но… приходит время начинать самостоятельную жизнь, и тут оказывается, что все самое сложное – впереди.
В детском доме сироту кормили готовой едой – хлеб всегда нарезан, чай всегда заварен. Его одевали в готовую одежду – подобран размер и сезонность, материал, цвет и качество. Сирота никогда самостоятельно не распоряжался деньгами, не совершал необходимых в быту покупок, он даже не знал, из чего приготовлен его борщ. И если бы только быт! Нужно где-то учиться, как-то искать работу, собирать какие-то документы. Нужно знать, куда идти, если поднялась температура, и к кому обратиться, если протекла крыша. Нужно знать, что за свет тоже платят – причем, чем чаще оставлять его включенным, тем больше сумма. И так далее, и тому подобное. Весь тот мир, который кажется для нас привычным, но все равно таит множество проблем и загадок, для вчерашнего воспитанника детдома – абсолютно чужая вселенная. Постаравшись представить это, начинаешь лучше понимать, откуда берется ужасающая статистика о том, что 90% сирот спиваются, попадают в тюрьму, занимаются проституцией, умирают.
Историй о ребятах, буквально выброшенных в большой мир, о котором они не знают ровным счетом ничего, множество. Да, на государственном уровне помощь сиротам оказывается до 23 лет, однако, как показывает реальный опыт сирот, эта помощь оказывается, увы, в недостаточном объеме и часто не в наиболее актуальных направлениях.
Постинтернатное сопровождение это сфера, в которой практически не ведется работа со стороны общественных организаций, но при этом сфера крайне востребованная и непростая. Как справляются с вызовами самостоятельной жизни обычные молодые ребята, воспитанные в семьях? Они учатся самостоятельности постепенно. А на начальном этапе им помогают, прежде всего, родители. Мама ходит с ребенком в поликлинику, отец помогает выбрать университет. Родители переговорят с официальными лицами на пока еще не понятном для ребенка языке взрослых, а затем подскажут, в какой службе запросить ту или иную справку самому. Дети годами учатся в семье всем тем мелочам, без которых невозможна нормальная взрослая жизнь: как разморозить холодильник, как планировать бюджет семьи, как поменять подгузник малышу и так далее. И во всех этих мелочах подрастающего человека направляют родители. Конечно, наш «Центр постинтернатного сопровождения» не сможет заменить и даже компенсировать этот естественный процесс становления. Но всё же социальные родители (специальный термин, который мы вводим для обозначения будущих специалистов центра) смогут сделать интеграцию в мир взрослых гораздо менее болезненной и более эффективной для сирот.