Судьбы наших подопечных складывается очень по разному, но, к сожалению, приходится признать, что в абсолютном большинстве случаев хвалиться нечем. Система интернатных учреждений закостенела на уровне середины прошлого века, а система постинтернатного сопровождения полностью отсутствует, хотя рассказы о её существовании я слышу регулярно из уст чиновников. Дети из детских домов, интернатов и других социальных учреждений, в которых они вынуждены жить, оставшись без родительской опеки, очень сильно отличаются от семейных детей. Тот самый стержень, который закладывается всем нам родителями, семьёй, родным домом - мы о нём ничего не знаем и не замечаем его, но он, поверьте, есть. И заметить это можно только в сравнении.
Находясь в семье, имея возможность учиться на примере родителей и их глазами видеть жизнь изнутри со всеми её проблемами и радостями, дети постепенно, очень естественным образом, готовятся вступить во взрослую жизнь, о которой, к моменту её наступления, они знают уже достаточно неплохо. Выходя же из сиротского учреждения, ребята оказываются брошенными в воду котятами, которым необходимо за очень короткий срок научиться плавать самим, хотя ещё день назад они ничего не знали о существовании воды. Полное отсутствие социализации, умения ставить перед собой цели и самостоятельно решать встающие перед ними проблемы (многие из которых для нас и вовсе проблемами не являются) косит ряды успешных выпускников и пополняет ими криминальный мир. Ведь что значит - оказаться в большом мире, о котором ты ничего не знаешь? Тебе отдают документы, ты получаешь на руки сберкнижку, на которой от 50 до 250 тысяч рублей и, если повезет, квартиру. Что делать с деньгами? Как жить одному? Кто будет готовить еду, стирать вещи, покупать новые?... Ведь еще вчера ты приходил в столовую, брал свою порцию и даже не задумывался, откуда она взялась. Еду надо покупать? Её надо ГОТОВИТЬ? Но как? Где? КТО? Это лишь самый банальный из примеров. К сожалению, небанальные намного страшнее. Почему большинство выпускников в кратчайшие сроки остаются полностью без денег? Да потому что не умеют они их тратить. Их никто этому не учил, и получив сберкнижку на руки пускаются во все тяжкие. А потом приходит день, когда не на что купить буханку хлеба. К счастью, в некоторых учреждениях предпринимают шаги для того, чтобы хоть как-то подготовить ребят к самостоятельной жизни. Например, кулинарные кружки - очень полезное дело. Нарезать салатик, сварить суп, пожарить курицу. К счастью это есть, к сожалению - мало где. Но никакие кулинарные кружки не научат мыслить, не вернут потерянное детство и не избавят от связанных с этим проблем в восприятии окружающего мира. Что с этим делать? Не знаю. Но знаю, что оставлять их, выпиннув из детского дома, одних - нельзя. Должна быть система соц. поддержки, должна быть серьезная работа психологов. Возможно, система наставничества. Мы, конечно же, стараемся отслеживать судьбы наших ребят. Но наши возможности серьезно ограничены, я не психолог и не знаю порой, как правильно объяснить ребенку (ребенку не по паспорту, ребенку по сознанию) казалось бы элементарные вещи. Единственное, что я могу - играть роль друга, старшего брата, который может дать совет, помочь в решении каких-то житейских вопросов... Иногда и дать денег. Иногда и в долг. Но отсутствие системы как таковой это не заменит, конечно же, никогда. Дальше время от времени буду рассказывать истории о том, как складывается жизнь у наших нынешних и бывших подопечных. Может быть будет кому-то интересно, а может быть это поможет систематизировать, обобщить и решить? :-)
Эти 0 пользователя(ей) поблагодарили Антон за это полезное сообщение:
mariapetrova, основная масса выпускников идёт в профессиональные училища. Но не за тем, чтобы получать профессию, а за тем, чтобы было где жить. Ведь ПУ дают общежития! И как следствие мотивировки - профессию они получают только на бумаге.
Эти 0 пользователя(ей) поблагодарили Антон за это полезное сообщение: